maleinos

Categories:

По следам героев романа. Часть 2. Столпники

 «Все повернули головы к скале и увидели, что фигура зашевелилась, поднялась и воздела к небу две тонкие руки. Путники умолкли в остолбенении. 

– Это столпник, подвижник, который ради стяжания добродетели стоит на скале и непрестанно молится – объяснил Константин.

– И сколько он там стоит? – поинтересовался Орлик.

– Какая разница, сколько стоит? Как он туда забрался!? – пробормотал Иоанн.

– Первый раз я увидел его пять лет назад – пояснил Константин. – И мне тогда сказали, что за пять лет до этого о нем уже все знали. То есть он стоит здесь более десяти лет. 

Среди путников раздался удивленный возглас».

Пробираясь через горы Каппадокии, герои романа «Заговор гордых» встречают столпника, а проплывая по Босфору, видят колонну, на которой веком ранее стоял преподобный Даниил. Что это был за причудливый вид аскезы? 

Кадр из фильма Луиса Бонюэля "Симеон Столпник".

Появилось столпничество в Сирии. Первым, известным нам подвижником был Симеон Столпник. Еще в молодости он подвергал себя таким испытаниям, от которых обычные монахи приходили в ужас. Ел он один раз в неделю, а тело свое туго перевязал колючей веревкой. От этого плоть загноилась, в ранах завелись черви. Когда Симеона заставили снять с себя веревку, вместе с ней отпадали куски загнившей плоти. 

Позже Симеон тайно бежал из монастыря, соорудил себе колонну и оставался на ней в течение следующих 47-ми лет, до самого конца жизни. У него появилось множество учеников. Вокруг столпа возник монастырь. Остатки этой обители можно до сих пор видеть в Сирии. Сейчас это место называется Калат-Симан (крепость Симеона). 

Так выглядел главный храм монастыря Симеона Столпника в древности.
Так он выглядит сейчас.
От столпа, на котором стоял преподобный Симеон, сохранилось лишь основание. Саму колонну верующие растащили по кусочкам.

На Западе столпничество не прижилось. Когда в Арденнских горах возле города Трира (это запад современной территории Германии) один отшельник забрался на скалу, местным епископам это начинание не понравилось. Они приказали снять аскета оттуда, а столп разрушить.

А на Востоке подвижники пользовались огромным уважением и почитанием. К ним стекались толпы людей, прося об исцелении и совете. Причем приходили не только христиане, но и язычники. К Симеону Столпнику однажды приехал арабский правитель и увидел, как из тела отшельника выпал червь. Сарацин поймал его и возложил на свои глаза. Когда же он  открыл ладонь, то обнаружил в ней вместо червя драгоценнейшую жемчужину. 

Даже византийские императоры обращались за советом и помощью. Когда в 1187 году к Константинополю подступили войска мятежника Алексея Враны, император Исаак Ангел “совсем отчаялся: набрав монахов, ходивших босиком и спавших на земле, а также столпников, он через них молился Богу об избежании гражданской войны”.

Молитвы помогли – в поединке перед городской стеной Алексей Врана был убит. Правда, ощутив себя в безопасности, Исаак Ангел сразу позабыл о благочестии. Он приказал подать голову поверженного мятежника на блюде в виде десерта. «Ее принесли, с осклабленным ртом, с закрытыми глазами, бросили на пол и, как мяч, начали перекидывать из стороны в сторону”.

Позже у императора Исаака Ангела было достаточно времени поразмыслить над теми мерзостями, которые он творил – его сверг собственный брат. Исаака ослепили и отправили в столичную тюрьму.

Ослепление Исаака Ангела по приказу его брата.

Императрица Феодора также весьма почитала столпников. Когда ее муж император Юстиниан начал гонения против христиан, не согласных с православным исповеданием веры, Феодора поселила в самой отдаленной части Большого дворца 500 отшельников, столпников и простых монахов, среди которых было множество сирийцев, выглядевших в Константинополе довольно дико. Поскольку Юстиниан очень любил жену, он не смел причинить вред людям, которым она покровительствовала.

Императрица Феодора в окружении придворных.

Во всех дворах, залах и переходах Дворца слышались “их прекрасное пение, их печальные голоса”. Чтобы создать хотя бы иллюзию уединения для этих не привыкших к кучности людей, Феодора разгородила залы досками и сделала нечто вроде келий. Однако после ее смерти отшельников стали теснить – в помещение поселили женатые пары и женщин легкого нрава. Вскоре из-за скученности там случился пожар.

Храм Сергия и Вакха, возле которого Феодора поселила 500 отшельников.

В XIII и XIV веках большую часть Малой Азии захватывают турки, и под их властью столпничество быстро исчезает. Османы отличались от арабов тем, что беспощадно истребляли всякую культурную и оседлую жизнь. Города становились руинами, поля и сады бесплодными землями. Все стремления турок были направлены на то, чтобы занятая ими страна превращалась на будущее время в привольную степь и пастбище для скота. 

Битва турок с ромеями при Манцикерте.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic